Сайт и\или домен продается.

Задать вопрос можно по телефону +38 067 783-06-55

или по электронной почте artem@iskyweb.com





Система трёх дош

E-mail Печать
ecologiaСогласно философии буддизма материя состоит из пяти основных «грубых элементов»: земля (притхви) — представляет собой твердое вещество или энергию, упакованную в вещество;
вода (джала) — принцип взаимодействия или жидкого состояния вещества;
огонь (агни) — принцип выделения энергии из вещества или плазменного состояния;
воздух (ваю) — принцип движения материи или газообразного состояния вещества;
эфир (акаша) — субстанция пространства, аналог физического вакуума. «Грубые элементы» являются единственной физической составляющей индивидуума, в отличие от остальных четырёх «тонких» (умственных) первоэлементов (нама). В различных комбинациях эти элементы составляют различные ткани человеческого тела — дхату. Элементы группируются в три основные фундаментальные жизненные силы, — доши— которые регулируют все функции организма. Человек здоров, когда доши находятся в сбалансированном состоянии. Вата (эфир и воздух) — принцип импульса, необходимый, чтобы мобилизовать функцию нервной системы. Питта (огонь и вода) — принцип энергии, который использует желчь, чтобы направить вываривание и следовательно метаболизм в венозную систему. Капха (вода и земля) — принцип жидкости тела, который имеет отношение со слизистыми субстанциями, смазывание и источник питательных веществ для артериальной системы.

Также дхату и доши должны для своей жизнедеятельности получать пищу, воду и прочее. Если качество и количество пищи и других потребляемых человеком веществ ниже необходимого уровня, то равновесие нарушается. Равновесие также может быть нарушено и психическими факторами, и сезонными изменениями. В определенных пределах организм сам обладает способностью справляться с этими нарушениями. Но если они превышают возможности организма, человек заболевает. Заболевание может сказаться на любом органе, однако причина может корениться отнюдь не в пораженном органе, ибо болезнетворное начало может продвигаться по любому из каналов организма. Поэтому при осмотре больного врач стремится установить первопричину заболевания, исследовать гомеостаз (устойчивость) целостной системы и систематизировать её нарушения.

В аюрведических текстах описаны разные виды микроорганизмов и их болезнетворные свойства. Однако аюрведа рассматривает микроорганизмы не как первопричину заболевания, а лишь как вторичный фактор. Первопричиной заболевания всегда является нарушение равновесия элементов в организме. Если организм находится в состоянии равновесия, то никакие микробы, даже самые опасные, не в состоянии вызвать болезни. Вот почему при лечении инфекционных заболеваний врач стремится восстановить нарушенное равновесие: уничтожение микробов происходит посредством повышения сопротивляемости организма.

От соотношения дош зависит психосоматическая конституция (изначальная природа) человека данная ему от рождения — Пракрити. Пракрити — это фундаментальное понятие философской системы индуизма самкхьи, означающее Изначальную природу, беспричинную первопричину Вселенной. Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун: саттва — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью; раджас — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием; тамас — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.

Пракрити не меняется на протяжении всей жизни, и может быть диагностирована посредством осмотра и опроса пациента. Пракрити даёт знание о склонности к определённым заболеваниям. Человек, знающий свою Пракрити имеет ключ к своему здоровью, знает свои слабые и сильные места и всегда может предупредить болезнь, приняв профилактические меры (панчакарма, пост, питание и режим в соответствии с Пракрити). Соотношение элементов человеческого тела в данный момент называется — Викрити.

Вата

Люди с этим типом сложения часто бывают физически неразвитыми. Грудь впалая, видны вены и сухожилия. Костяк тонкий, суставы выделяются, мускулатура слабо выражена. Цвет лица тёмный, кожа холодная, грубая, сухая, руки и ноги часто бывают холодными. Мало потеют. Обычно имеют родинки тёмного цвета. Волосы вьющиеся и жидкие, ресницы тонкие, глаза без блеска, могут быть запавшими, небольшими, сухими, бегающими, а роговица мутной и сухой. Ногти грубые и ломкие. Аппетит и пищеварение переменчивы. Люди этого типа любят сладкое, кислое и солёное, горячие напитки. Быстро говорят и быстро ходят, но легко устают. Спят мало, часто страдают бессонницей. Этих людей отличает творческая жилка, подвижность, хорошая кратковременная память, слабоволие, неуравновешенность, недоверчивость, беспокойство. Люди типа ватта склонны быстро наживать деньги и так же быстро их тратить.

Питта

Люди типа питта среднего роста, стройные, с тонкими костями. Мышцы умеренно развиты. Кожа мягкая, тёплая, с родинками или веснушками. Склонны к чрезмерному потению. Руки и ноги тёплые. Волосы тонкие, шелковистые, склонные к преждевременной седине и выпадению. Глаза серые, зелёные или медно-коричневые. Ногти мягкие. Хорошее пищеварение и прекрасный аппетит. Любят сладкое, горькое и терпкое, напитки – охлаждённые. Спят крепко, но немного.

Капха

Люди этого типа склонны к полноте, имеют широкую грудную клетку, хорошо развитую мускулатуру. Кожа мягкая, жирная, холодная и бледная. Потоотделение умеренное. Движения неторопливы. Волосы густые, тёмные, мягкие и волнистые. Глаза тёмные либо голубые, белки обычно ослепительно белые. При нормальном аппетите пищеварение протекает медленно, поэтому едят мало. Люди этого типа предпочитают острое, горькое и терпкое. Спят крепко и много. Им свойственны терпимость, кротость, великодушие, однако они часто страдают жадностью, завистью и стяжательством. Они тугодумы, однако имеют хорошую память. Умеют зарабатывать деньги и дорожат ими. Определяя конституцию и диагноз, врач выслушает ваш пульс и дыхание, попросит показать язык, ладони рук, будет следить за мимикой и движениями, – словом, приём у аюрведического доктора сильно отличается от того, что происходит в привычных нам медицинских кабинетах. Второй шаг (после определения конституции) – работа с сознанием пациента. Врач указывает на ошибки в поведении или образе жизни, а больной должен их осознать и искренне захотеть исправить.

 

http://www.vedablog.ru


( 2 Votes )
 
Нашли опЕчАтКу ? Немедленно выделяйте её и жмите CTRL+ENTER