Сайт и\или домен продается.

Задать вопрос можно по телефону +38 067 783-06-55

или по электронной почте artem@iskyweb.com





Как правильно хвалить ребенка

E-mail Печать

cbe63b992273Есть много способов позитивного воздействия на ребёнка, при помощи которых достигаются разные воспитательные цели. Взрослые довольно часто пользуются ими, не всегда осознавая, какие результаты даёт тот или иной способ.

Грамотное поощрение детей может делать чудеса – мотивировать их на нужные действия, усиливать позитивные качества, повышать уверенность в себе, помогать усваивать правила поведения в социуме. В то же время, если выбрать несоответствующий ситуации способ поощрения или использовать постоянно лишь один из них, то можно получить результат прямо противоположный тому, который мы ожидали.    Позитивная оценка

 Это здорово. Мне нравится. Круто. Отлично. Замечательно. Великолепно. Я тобой доволен. Это хорошо. Ты меня порадовал. Классно выглядишь. Это по-нашему. Очень умно. Мне с тобой хорошо.

Давая позитивную оценку поступкам, действиям, высказанным мыслям, внешнему виду ребёнка, мы, по сути, говорим о своём состоянии, вызванном этими действиями и поступками. Любую позитивную оценку можно заменить фразой «мне нравится». В основе такой оценки всегда лежат наши представления о том, что такое хорошо. И если ребёнок соответствует этим представлениям, он получает соответствующую позитивную оценку. При этом акцент делается не на ребёнка и его действия, а на себя – мне хорошо. В этом случае мысли и поступки ребёнка, скорее, говорят о психологической карте мира человека, который высказывает или выказывает позитивную оценку.

Давая позитивную оценку, мы показываем ребёнку, как и чем он нас может порадовать, что в его поведении и мировоззрении доставляет нам удовольствие, какое его поведение является для нас комфортным. Она констатирует случившийся факт и дает возможность ребёнку выбирать: хочешь доставить удовольствие – поступай в следующий раз так же; хочешь досадить, навредничать или начать формировать новые отношения – веди себя по-другому.

Лучше позитивную оценку давать действиям ребёнка, когда он начинает какое-то новое для него дело. Это повысит в нём уверенность, придаст дополнительную энергию для продолжения действия вне зависимости от полученного промежуточного результата.

Минусы этого способа морального поощрения заключаются в том, что если его использовать часто и без поддержки другими способами, ребёнок может привыкнуть обращать внимание не на свои действия и их результаты, а лишь на то, как доставить удовольствие и радость партнёру по коммуникации – родителю, другу, начальнику, супругу. Из него может вырасти подхалим, лицемер или льстец, если он будет на первое место ставить свои интересы. Если же для него на первом месте будут стоять интересы других людей, то, скорее всего, это будет человек, не имеющий собственного мнения, с заниженной самооценкой.

Одобрение

Так и продолжай. Так держать. Отлично работаешь. У тебя классно получается. Ты верно мыслишь. Всегда бы так. Всё правильно делаешь.

Своё одобрение мы высказываем чаще тогда, когда нам нужно поддержать ребёнка в его начинаниях, дать понять, что, совершая определённые действия, он находится на правильном пути. Одобрение высказывается за действие, за процесс наработки умений. Когда человек совершает какое-то новое действие, особенно если это происходит не по его инициативе, а по просьбе кого-то, он иногда испытывает сомнения: правильно ли я делаю. Одобрение помогает развеять сомнения и всю энергию направить на действие, на достижение конечного или промежуточного результата.

После одобрения гораздо позитивнее воспринимаются советы, направленные на улучшение качества или эффективности действия. Когда действия одобрены в целом, совет и помощь, как правило, не отвергаются, а принимаются с радостью и благодарностью.

Есть, правда минусы и у этого способа поощрения. Излишне частое использование одобрения без других способов морального поощрения может привести к тому, что у ребёнка понизится уверенность в себе, появится потребность за каждый свой шаг получать одобрение других людей, желание делать только то, что уже однажды получилось.

Похвала

Это ты хорошо сделал. Молодец. Умничка. Ты великолепен. Какой ты красивый. У тебя это здорово получилось. Ты хороший. Ты - мое солнышко.

Обычно мы хвалим детей за результат, то есть за итог проделанных действий или совершённые позитивные с нашей точки зрения поступки. Похвала мотивирует ребёнка на повторение действия с целью достижения однажды полученного результата и поэтому способствует успешной наработке навыков.

Дети часто проявляют самостоятельность в действиях и инициативу. Помните старую песенку: «Мама, поцелуй меня и, конечно, Юрку. Посмотри, как мы постригли твою чернобурку». Наверное, у каждого в жизни не раз были ситуации, когда после определённых действий была уверенность в том, что его похвалят. Но на деле выходило совсем наоборот.

Когда четырёхлетний ребёнок нарезает из маминой золотистой блузки звёздочки, а потом приклеивает их на клей «Момент» к оконному стеклу, этим же клеем старается спящему дедушке при помощи срезанных у него усов прикрыть лысину, - он делает это не из вредности и хулиганских побуждений. Он хочет доставить радость маме, украсив комнату к её празднику, и помочь дедушке, который постоянно сетует на растущую на голове плешь.

Он ждёт похвалы, ведь он очень старался. А вместо этого получает скандал и наказание. Причем блузка от этого не превращается в новую, звёздочки сами не отлипают от стёкол, а у дедушки не вырастают моментально новые усы. Давайте разберёмся, что произошло.

Позитив

Ребёнок научился пользоваться ножницами.

Он не поранил себя и дедушку.

Он выбрал самый красивый и подходящий материал для звёздочек.

Он научился пользоваться клеем и не переклеил все вещи в доме.

Он проявил заботу о маме и о дедушке.

Он умеет делать приятные сюрпризы, проявляя при этом самостоятельность и инициативу.

Он не потревожил дедушку во время сна, сделал всё очень аккуратно.

Он внимателен к тому, что говорят взрослые и помнит о том, что у мамы праздник, а у дедушки проблема.

Он всё сделал при помощи имеющихся подручных средств, не требуя финансовых вливаний.

Он дал повод маме купить себе обновку.

Он сделал невозможное – теперь дедушка сменит имидж и станет выглядеть моложе, а также перестанет ныть по поводу своих внешних недостатков. По крайней мере, при внуке.

Он создал ситуацию, когда мама и дедушка могут уделить ему внимание во время совместной работы по отдиранию звёздочек с окна и дедушкиных усов с лысины.

Негатив:

Испорчена блузка за $50.

Срезаны дедушкины усы.

Истрачено полтюбика клея «Момент».

 За что наказывать ребёнка?! Надо похвалить его за 12, как минимум, пунктов позитива, а потом указать ему на 3 пункта негатива. Когда он выслушает, что хорошего и что плохого он сделал, скажите ему, как нужно было поступить правильно и какую радость бы это всем принесло. Тогда у него не пропадёт желание действовать, и он начнёт советоваться в похожих ситуациях, прежде чем предпринять какие-либо действия. Но резать одежду и отрезать волосы домочадцам он уже точно не будет.

Похвала направлена на завершённое действие, на результат. И очень важно, даже если результат не совсем тот, который планировался, всё равно похвалить ребёнка и найти позитив в его действиях.

Однако если постоянно хвалить ребёнка только за результат, у него может развиться безынициативность, неумение доводить начатое дело до конца. Начав действие и поняв, что планируемый результат или результат, которого от него ожидали, не будет достигнут, ребёнок, скорее всего, перестанет действовать и искать новые пути достижения цели.

На спортивных состязаниях есть участники, которые борются до конца, даже если они сильно отстают от лидера и находятся в положении аутсайдеров. А есть люди, которые, поняв, что не займут призового места, сходят с дистанции и отказываются от дальнейшей борьбы. Ведь уже всё равно их никто не похвалит.

Комплимент

Пожалуй, самый эффективный метод морального поощрения – комплимент. Комплимент – умение увидеть, заметить и назвать проявленные в действии качества или черты характера человека. Преимущества комплимента заключаются в том, что он, если сказан правильно, помогает усилить, наработать позитивные качества ребёнка, поскольку комплимент всегда направлен на личность. При общении мы используем разные виды комплиментов, но чаще всего три.

Комплимент, направленный на личность непосредственно – на проявленные черты характера, качества, навыки, умения.

Комплименты этого вида всегда требуют проговаривания действий и поступков ребёнка, на основании которых взрослый может сделать вывод о наличии того или иного качества. Мы говорим комплимент и объясняем, на основании чего мы поощряем им ребёнка. Без этого комплимент становится «ненаполненным», он не акцентирует внимание на определённом качестве, не усиливает его и превращается, в лучшем случае, просто в похвалу, а в худшем – в лесть.

Комплимент, направленный на личность через внешность или принадлежащие ребёнку предметы.

И на этом этапе комплимента результат – не главное. Главное для ребёнка – уметь довести начатое дело до логического завершения. Но это решение должен принять сам ребёнок, а не родители. Задача взрослых через комплимент помочь ребёнку выполнить своё обещание, завершить дело, а если и получить результат, то совсем не обязательно тот, который планировался. «Мам, учительница сегодня задала нам написать строчку палочек. Они у меня кривые какие-то получаются. Дай мне листочек, я сначала пять строчек на черновике напишу, а потом в тетради». Даже если после пяти написанных строчек, когда рука у ребёнка устанет, и палочки будут получаться кривее, чем раньше, - разве его труд и усердие не заслуживают комплимента?

Комплимент – довольно простой и очень эффективный способ морального поощрения. И все же главная его ценность заключается в том, что при его помощи можно усилить и наработать у ребёнка качества, которые сделают его более целостной гармоничной личностью. В комплименте заключена огромная польза и для взрослого. Мы можем увидеть в человеке лишь те качества, которые присутствуют в нас самих. Помните, у детей есть пословица: «Кто как обзывается, тот так и называется»? Поэтому каждый комплимент – это, прежде всего, работа над собой. Замечая позитивные качества и изменения в другом человеке, мы и сами меняемся в лучшую сторону.

Комплимент – это первый шаг для наработки такого качества как любовь к себе, для формирования позитивного мышления. Он помогает стать более внимательным к окружающим людям и, в первую очередь, к своим близким и любимым людям. При помощи комплимента качественно улучшаются взаимоотношения с ребёнком, растут взаимная любовь и взаимопонимание.

Когда мы говорим комплименты, важно, чтобы они были направлены на разные качества ребёнка, помогали ему стать целостной гармоничной личностью. Если всё время акцентировать внимание на одном и том же качестве, можно превратить его в недостаток. Ведь недостаток – это любое качество, проявленное максимально. Стоит начать постоянно говорить ребёнку о том, какой он бережливый, как он умеет копить денежки, как он не раздаёт свои игрушки, как он всё ест сам – получится жадина. Если всё время восхищаться тем, как ребёнок классно придумывает разные весёлые истории, как интересно он фантазирует, как умеет рассказывать байки, ребёнок станет вралем и болтуном.

Комплимент, в отличие от одобрения и похвалы, нужен и важен не только тогда, когда нам нравятся действия ребёнка, но чаще тогда, когда мы заинтересованы в формировании и развитии его качеств, навыков, умений. Поэтому комплимент помогает стать более внимательным к другому человеку, заставляет задуматься о мотивации того или иного поступка человека, учит любить ближнего своего.

Награда

Награда является мощным мотивационным стимулом для дальнейшего развития и самосовершенствования ребёнка. Если все предыдущие виды поощрения направлены на собственно действие, то награда – это всегда поощрение за достигнутый в процессе деятельности планируемый результат или результат, превосходящий изначальные ожидания. Поэтому ни в коем случае нельзя награждать авансом, надеясь на будущие достижения.

Когда ребёнка награждают, навыки и умения, приобретённые им в результате деятельности, закрепляются гораздо быстрее. У него в последующем появляется желание делать то, что ему не очень нравится, если он знает, что достигнутый успех будет вознаграждён. Правда, здесь кроется и минус этого метода поощрения. Если каждый раз даже за несложные действия, дающие результат, награждать ребёнка, он очень скоро станет вымогателем и ничего не станет делать без обещания награды. Поэтому награда должна быть, во-первых, соответствующей полученному результату, а во-вторых, использоваться она должна чаще тогда, когда ребёнок освоил новый вид деятельности самостоятельно и по своему желанию, наработал или развил свои лучшие качества и получил при этом позитивный результат.

Наградой может быть по сути всё что угодно, всё, что на данный момент представляет ценность для ребёнка. Рассмотрим самые распространённые виды награды.

Материальное поощрение (деньги, игрушки, вкусняшки, одежда, подарки…) Награждая ребёнка за результаты его труда, можно дать ему деньги, если у него есть желание что-либо приобрести, или часть денег для покупки чего-либо.

При награждении деньгами сумма должна соответствовать достигнутому результату. Если за успехи в учебном году дать 5 долларов, а за отличную отметку по рисованию дать 100 долларов, то вряд ли такая система поощрения будет работать.

Исполнение желания. Наградой за достижение позитивных результатов и личностный рост ребёнка может стать исполнение его желания. Для этого совсем не обязательно быть волшебником, хотя для самого ребёнка сбывшаяся маленькая мечта может стать настоящим волшебством, показателем истинной любви к нему родителей, огромным стимулом в достижении новых позитивных результатов в работе над собой. Желая наградить ребёнка исполнением желания, не нужно изображать из себя золотую рыбку, типа - проси, что хочешь. Надо дать понять ребёнку, что его желание должно быть адекватно его достижению. Если ваше чадо научилось ездить на велосипеде своего друга, оно достойно велосипеда, и не больше. Когда мы исполняем по своей инициативе желания детей, важно показать не то, что мы всемогущи, а то, что мы ценим достижения и личностный рост нашего ребёнка. И в этом случае помним и исполняем его ранее озвученные желания и готовы выслушать и исполнить новые.

Когда мы грамотно награждаем детей исполнением их желаний, мы приучаем наших мальчишек и девчонок к тому, что практически всё в этой жизни достижимо, если меняться в лучшую сторону, если нарабатывать новый опыт и развивать новые качества.

Выполнение условий договора. Довольно часто взрослые во взаимоотношениях с детьми используют договор. Это замечательно, если условия договора выполняются обеими сторонами: «Если ты… то тогда я…». В этом случае выполнение условий договора со стороны взрослого может быть наградой для ребёнка, поскольку его усилия были направлены на достижение результата в ожидании обещанного. Для того чтобы этот вид поощрения стал действительно эффективным, необходимо тщательно продумывать и обговаривать условия договора заранее. И ещё: ни в коем случае ни на йоту нельзя отступать от договора – шаг влево, шаг вправо – и больше никто с вами договариваться не будет, либо не будет выполнять условия договора.

Многократно усиливается эффект любого поощрения, когда оно происходит не с глазу на глаз, а при ком-то значимом для ребёнка: при членах семьи, при друзьях, при родственниках.

Конечно, нужно обязательно поощрять и хвалить ребёнка наедине. Но особо значимые достижения желательно проговаривать в присутствии других людей, не стесняясь озвучивать их по нескольку раз.

Когда мы награждаем ребёнка, важно помнить, что за одно и то же достижение дважды одинаково награждать не следует. Если он достиг позитивного результата и получил за это какую-либо награду, то при повторении полученного результата часто бывает достаточно комплимента и похвалы. Иначе мы приучим ребёнка многократно повторять одно и то же действие в ожидании всё новых и новых наград. Но жизнь - это не спорт, это путь развития и совершенствования. Поэтому лучше дать понять ребёнку, что новая награда его ожидает тогда, когда он освоит новый вид деятельности, разовьёт в себе новые качества.

Итак, есть множество способов поощрить, похвалить и наградить любимого ребёнка. Каждый из них эффективен тогда, когда он применяется в соответствии с действием и результатом этого действия – наработкой новых качеств, навыков и умений. Желательно, чтобы это стало не разовой акцией, а постоянным процессом. Чтобы ребёнок чувствовал внимание к себе, получал объективную оценку своего развития, личностного роста.

Мы все любим, когда нас заслуженно хвалят, мы ждем поощрения за инициативность, действенность, за выполнение обещаний, за успешно выполненную работу. У детей это ожидание обострено. Они учатся жизни и во многом определяют правильность своего развития по нашей реакции на их действия и поступки. Не стоит их разочаровывать и обманывать их надежды. Каждый день они открывают для себя мир: много действуют и много размышляют.

Чем больше мы поощряем наших детей, тем увереннее в себе они становятся, тем больше осознают наши внимание и любовь к ним, тем большего успеха достигают в жизни!

 

www.kengyru.ru

Сергей Зыкин


( 2 Votes )
 
Нашли опЕчАтКу ? Немедленно выделяйте её и жмите CTRL+ENTER